Технологическая инструкция разработана в соответствии с требованиями отраслевого стандарта ОСТ 37.001.082-82 "Подготовка предпродажная легковых автомобилей" и сервисной книжки на автомобиль.
Трудоемкости работ по предпродажной подготовке автомобиля ШЕВРОЛЕ-НИВА приведены в Приложении 1.
Работы производить в соответствии с требованиями "Правил по охране труда на автомобильном транспорте", Минавтотранс, 1979 г., инструкции по охране труда
И 37.101.7072-99 для слесарей, инструкции по охране труда И 10005.37.101.319-01 для мойщиков и инструкции по охране труда И 37.101.7122-93 для маляров.
При проведении работ обеспечить отсос отработавших газов.
При проведении работ, связанных с доливкой масел и эксплуатационных жидкостей, использовать только материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем.
1 Снять восковое покрытие (при его наличии) (установка моечная типа М-125 ГАРО, пистолет типа С 417 ГАРО для обдува сжатым воздухом, комбинезон, шлем, сапоги, перчатки, фартук, очки, респиратор, кисть типа КМ-60, ветошь обтирочная):
- смыть загрязнения с законсервированных поверхностей кузова струей воды (температура воды 60…70 оС);
- нанести на поверхность кузова смесь, состоящую из 10% керосина и 90% неэтилированного бензина БР-1, избегая попадания смеси на резиновые уплотнители стекол;
- после размягчения покрытия удалить консервирующий состав ветошью;
- открыть двери, капот, дверь задка и удалить консервирующий состав с проемов и торцев дверей, проемов капота и двери задка;
- промыть все наружные поверхности автомобиля;
- обдуть автомобиль сжатым воздухом, просушить в естественных условиях;
- поднять капот, осмотреть моторный отсек на предмет правильности сборки. Сборка должна соответствовать технологической документации завода-изготовителя;
- проверить правильность прокладки, закрепления жгутов электропроводки, шлангов и трубопроводов. Жгуты электропроводки, шланги и трубопроводы не должны соприкасаться с подвижными и нагревающимися частями узлов и агрегатов;
- проверить визуально отсутствие подтеканий в соединениях шлангов и трубопроводов, уплотнениях, прокладках и пробках. Подтекание топлива, масла и эксплуа-
тационных жидкостей в соединениях шлангов и трубопроводов, уплотнениях, прокладках и пробках не допускается.
2 Проверить давление воздуха в шинах,
включая запасное колесо, и при необходимости довести до нормы. Давление воздуха
в шинах передних и задних колес – 0,19+0,01 МПа (1,9+0,1 кгс/см2) (наконечник типа 458-М1 ГАРО для раздачи воздуха).
3 Проверить крепление колес и при необходимости подтянуть. Моменты затягивания гаек крепления колес – от 65 до 75 Н.м (от 6,5 до 7,5 кгс.м) (головка сменная 19, вороток, ключ динамометрический).
4. Проверить положение дверей, панели
капота, двери задка. Дверь кузова, капот и дверь задка должны быть подогнаны по
посадочным местам, не иметь перекосов. Величины зазоров по дверям, капоту и
двери задка должны соответствовать данным, приведенным на рис.1. При
необходимости произвести регулировку.
Рис.1 Величины зазоров по проемам кузова.
5 Проверить работу замков дверей и при необходимости отрегулировать. Двери должны легко открываться и закрываться без приложения большого усилия. Самопроизвольное открывание дверей не допускается. Регулировку работы замка производить перемещением фиксатора относительно стойки кузова (ключ торцовый 10 или отвертка ударная и молоток).
6 Проверить работу замков капота и двери задка. Капот и дверь задка должны отпираться и запираться без приложения большого усилия и фиксироваться в открытом положении, при необходимости отрегулировать. Самопроизвольное открывание не допускается.
Регулировку работы замка двери задка производить перемещением фиксатора, а замка капота – перемещением корпуса замка на поперечине рамки радиатора (ключи гаечные 8 и 10).
7 Проверить работу блокировки замков дверей и двери задка. Замок передних боковых дверей должен легко блокироваться ключом снаружи и кнопкой изнутри, дверь задка блокируется только ключом, задняя боковая дверь – только кнопкой. Регулировку блокировки замка боковой двери производить тягами при снятой обивке двери (отвертка комбинированная). При наличии на автомобиле электроблокировки проверить ее работоспособность.
8 Проверить надежность закрывания пробкой заливной горловины топливного бака.
9 Проверить работу стеклоподъемников и при необходимости отрегулировать. Для автомобилей, оборудованных электростеклоподъемниками, проверить их работоспособность. Стеклоподъемник должен работать плавно, без заеданий, перекос стекла по проему или самопроизвольное опускание стекла не допускается. Работу механизма стеклоподъемника регулировать при снятой обивке двери (отвертка комбинированная, ключи торцовые 8 и 10).
10 Проверить работу замков и катушек ремней безопасности. При правильном замыкании язычка в замке должен быть слышен характерный щелчок. Вытянутая из катушки лента под действием возвратной пружины должна втянуться на место. Возврат ленты в катушку не обязательно должен быть полным; для полного втягивания ленту необходимо слегка оттянуть и плавно отпустить.
11 Проверить работу механизма перемещения передних сидений в продольном направлении. Передвижение сиденья на салазках должно быть легким и плавным, без заедания. При заблокированном механизме перемещение сиденья не допускается. Блокировка должна осуществляться в любом (между двумя крайними) фиксированном положении сиденья.
12 Проверить работу механизма регулирования наклона спинок передних сидений. При помощи рукояток регулировки спинка сиденья должна без заеданий изменять свое положение и надежно фиксироваться в заданном положении.
13 Проверить перемещение и фиксацию подголовников. Проверку производить перемещением подголовника в направляющих спинки сиденья. Подголовник должен удерживаться в фиксированных положениях по высоте.
14 Проверить работу регулировки рулевой колонки. При опущенном вниз блокирующем рычаге регулировки рулевая колонка должна перемещаться вниз-вверх без рывков и заеданий. При поднятом вверх блокирующем рычаге регулировки рулевая колонка должна надежно фиксироваться в установленном положении.
15 Проверить фиксацию наконечников высоковольтных проводов системы зажигания.
16 Проверить надежность крепления аккумуляторной батареи и уровень электролита в ней, при необходимости довести до нормы (кроме необслуживаемых АКБ). Уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше предохранительного щитка, или на 10-15 мм выше верхнего края сепараторов, или между метками "min" и "max" на корпусе АКБ, или по индикатору уровня. Плотность электролита должна соответствовать значениям, приведенным в таблицах 1 и 2. При необходимости произвести зарядку АКБ (ареометр типа АЭ-2, термометр, трубка стеклянная диаметром 5-8 мм).
Таблица 1 Плотность электролита при 25 оС, г/см3
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, оС) |
Время года |
Полностью заряженная батарея |
Батарея разряжена |
|
на 25% |
на 50% |
|||
Очень холодный (от –50 до –30) |
зима |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
лето |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
|
Холодный (от –30 до –15) |
круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Умеренный (от –15 до –8) |
круглый год |
1,28 |
1,24 |
1,20 |
Теплый, влажный (от 0 до +4) |
круглый год |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Жаркий, сухой (от –15 до +4) |
круглый год |
1,23 |
1,19 |
1,15 |
Таблица 2 Поправки к показанию ареометра, г/см3
Температура электролита, оС |
Поправка |
Температура электролита, оС |
Поправка |
от –40 до -26 |
-0,04 |
от +5 до +19 |
-0,01 |
от –25 до -11 |
-0,03 |
от +20 до +30 |
0,00 |
от –10 до +4 |
-0,02 |
от +31 до +45 |
+0,01 |
17 Проверить уровни тормозной и охлаждающей жидкостей и при необходимости довести до нормы (емкости для тормозной и охлаждающей жидкостей).
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на 2,5…3,0 см выше метки "min";
Уровень тормозной жидкости в бачке привода тормозов должен быть на метке "max" при снятой крышке бачка.
Уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода сцепления должен быть в пределах нижних сдвоенных рисок на корпусе бачка.
18 Проверить визуально наличие жидкости в бачке омывателя ветрового стекла и в бачке омывателя стекла двери задка. При отсутствии залить жидкость в количествах (емкость для омывающей жидкости):
для бачка омывателя ветрового стекла - 1,2 л;
для бачка омывателя стекла двери задка - 0,6 л;
19 Проверить уровни масла в двигателе, при необходимости довести до нормы.
Уровень масла в двигателе должен быть между метками "min" и "max" указателя уровня.
20 Проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления. Уровень масла при холодном гидронасосе и неработающем двигателе должен находиться между двумя рисками указателя на крышке бачка.
21 Установить автомобиль на подъемник. Осмотреть автомобиль снизу на отсутствие подтеканий масла и эксплуатационных жидкостей, транспортных повреждений кузова, узлов и агрегатов. Подтекание масла и эксплуатационных жидкостей не допускается. «Запотевание» и образование масляных пятен в местах сальниковых уплотнений не является браковочным признаком. При наличии повреждений противошумной мастики восстановить покрытие (подъемник двухстоечный или четырехстоечный грузоподъемностью не менее 2,0 т для легковых автомобилей, кисть, мастика БПМ-2).
22 Проверить визуально правильность прокладки и закрепления жгутов электропроводки, шлангов и трубопроводов снизу автомобиля. Жгуты электропроводки, шланги и трубопроводы не должны соприкасаться с подвижными и нагревающимися частями узлов и агрегатов.
23 Проверить крепление рулевого механизма, кронштейна маятникового рычага и рулевых тяг, при необходимости подтянуть. Проверить состояние защитных чехлов приводов колес, шаровых опор и шаровых пальцев рулевых тяг, наличие шплинтов на наконечниках рулевых тяг. Трещины и разрывы чехлов приводов колес, защитных кожухов и чехлов шаровых опор и шаровых пальцев рулевых тяг, деформация рулевых тяг не допускаются (ключ кольцевой 17).
24 Проверить визуально состояние элементов системы выпуска отработавших газов. Пропуск газов в соединениях не допускается.
25 Опустить автомобиль и проверить уровень масла в коробке передач, заднем мосту, в раздаточной коробке и переднем мосту. При необходимости довести до нормы. Уровень масла в агрегатах должен доходить до нижних кромок заливных отверстий (ключ кольцевой 17, установка типа РТ № 32024 фирмы "RAASM" (Италия) для раздачи масла или маслораздаточные установки других фирм).
26 Проверить по упаковочной ведомости наличие технической документации, инструмента, комплектующих изделий и принадлежностей.
27 Установить на место комплектующие изделия и принадлежности.
27.1 Установить рычаги стеклоочистителя ветрового стекла со щетками, проверить работу стеклоочистителя на всех режимах и омывателя. Щетки должны быть расположены горизонтально на одной линии и при работе не должны касаться уплотнителя стекла. Струя омывающей жидкости должна попадать в верхнюю часть рабочей зоны щеток (ключ гаечный 10).
27.2 Установить рычаг стеклоочистителя двери задка со щеткой и проверить работу стеклоочистителя и омывателя. Струя омывающей жидкости должна попадать в верхнюю часть рабочей зоны щетки. Реле времени должно обеспечивать задержку отключения омывателя стекла двери задка от 4 до 6 с (ключ гаечный 10, часы наручные с секундомером).
27.3 При наличии на автомобиле фароочистителей установить рычаги со щетками, подсоединить омыватели к штуцерам жиклеров и проверить работу фароочистителей. Рычаги со щетками должны останавливаться в нижнем положении, упираясь в ограничители (ключ гаечный 10).
27.4 Установить колпаки колес (при их наличии), прикуриватель и наружные зеркала заднего вида.
28 Проверить правильность установки и крепления бамперов, молдингов, эмблем, спойлеров, облицовки радиатора. Бамперы, молдинги, эмблемы, спойлеры, облицовка радиатора должны быть установлены без перекосов и надежно закреплены.
29 Проверить правильность укладки домкрата, инструментов, запасного колеса. Домкрат, инструменты, запасное колесо должны располагаться на штатных местах и закреплены элементами, предусмотренными конструкцией автомобиля.
30 Проверить пробным выездом работу систем, механизмов и приборов автомобиля.
30.1 Проверить работоспособность электровентилятора системы охлаждения. При достижении максимальной рабочей температуры двигателя электродвигатель вентилятора охлаждения должен включаться, при понижении температуры – выключаться.
30.2 Проверить работоспособность систем вентиляции, отопления и кондиционирования. При включении вентиляции через дефлекторы должна ощущаться подача воздуха, при включении отопления – подача теплого воздуха. Климатическая установка должна обеспечивать прогрев воздуха в салоне в холодное время года и охлаждение – в теплое время года.
30.3 Проверить чистоту и полноту выключения и включения сцепления. Сцепление должно легко выключаться и полностью отсоединять двигатель от трансмиссии. При включении сцепления автомобиль должен плавно, без рывков, трогаться с места.
30.4 Проверить электронную систему управления двигателем (ЭСУД). При работе двигателя лампочка "GHECK ENGINE" не должна гореть. Проверить наличие кодов неисправностей в памяти контроллера. При загорании лампочки или наличии кодов определить и устранить неисправность в соответствии с технологической документацией, стереть коды неисправностей в памяти электронного блока управления (ЭБУ) (тестер DST 2-4-ЕМ).
30.5 Проверить устойчивость работы двигателя. Двигатель, прогретый до рабочей температуры, должен устойчиво работать на всех режимах. Измерить содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах:
содержание СО при 720-900 мин-1 должно быть не более 1 %, при 3100-3400 мин-1 – не более 0,7 %;
содержание СН при 720-900 мин-1 должно быть не более 400 млн-1, при 3100- 3400 мин-1 – не более 200 млн-1.
30.6 Проверить отсутствие посторонних шумов и стуков при работе двигателя, трансмиссии, подвески и тормозов.
Проверить методом дорожных испытаний работу:
- двигателя, сцепления и коробки передач;
- трансмиссии, понижающей передачи, блокировки дифференциалов;
- рулевого управления;
- круиз-контроля (при наличии);
- ходовой части.
Посторонние стуки и шумы, вибрации, увод от прямолинейной траектории движения не допускаются. При необходимости устранить причины, вызывающие указанные отклонения.
30.7 Проверить действие тормозов.
30.7.1 Проверить работоспособность вакуумного усилителя. При неработающем двигателе нажать на педаль тормоза 5-6 раз, удерживая педаль в нажатом положении, запустить двигатель. При исправном усилителе педаль после запуска двигателя должна "уйти вперед". Если педаль не "уходит вперед", необходимо проверить крепление наконечника, состояние и крепление шланга разрежения вакуумного усилителя, при необходимости затянуть наконечник и хомут крепления шланга.
30.7.2 Проверить действие рабочего и стояночного тормозов и свободный ход педали тормоза. Действие рабочего тормоза проверить путем пробного выезда или на стенде.
При пробном выезде тормозной путь автомобиля при торможении со скорости 40 км/ч до полной остановки должен составлять не более 14,7 м, автомобиль должен находиться в пределах нормативного коридора шириной 3 м. При проверке на стенде общая удельная тормозная сила рабочей тормозной системы должна быть не менее 0,59; разность тормозных сил колес одной оси – не более 20% от наибольшего значения. Действие стояночного тормоза проверить по количеству щелчков (2-4) при перемещении рычага привода стояночного тормоза вверх.
Свободный ход педали тормоза должен быть от 3 до 5 мм (линейка металлическая).
30.8 Проверить по включению контрольной лампы работу обогревателя стекла двери задка.
30.9 Проверить работу электрооборудования.
Проверить работу приборов контроля освещения, звукового сигнала и сигнализации и устройства обдува стекол согласно Руководству по эксплуатации автомобиля.
Проверить работу контрольно-измерительных приборов, контрольных ламп и индикаторов. Контрольно-измерительные приборы, контрольные лампы и индикаторы должны быть в исправном и работоспособном состоянии.
Проверить (при наличии) работу радиоприемника, магнитолы, проигрывателя компакт-дисков, часов, компаса, навигационной системы, телефона и другого стандартного и опционного оборудования. Указанная аппаратура и приборы должны быть в исправном и работоспособном состоянии.
30.10 Проверить направление света фар и при необходимости произвести регулировку (прибор типа Новатор-83, или К 310, или Праф-3 ГАРО):
- сила света фары в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости в направлении вверх от положения левой части светотеневой границы, должна быть не более 750 кд; в направлении вниз от положения левой части светотеневой границы – не менее 1600 кд;
- сила света фар, расположенных на одной стороне автомобиля, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд;
- величина наклона левой части светотеневой границы пучка ближнего света фар (при наличии электрокорректора фар его рукоятка должна быть в положении, соответствующем загрузке автомобиля):
- снижение светотеневой границы на расстоянии 10 м должно быть в пределах 13+4 см; или
- угол наклона плоскости светотеневой границы должен быть в пределах 0о45’+15' (1,3%+0,4%).
При регулировке по экрану в режиме «ближний свет» на расстоянии 5 м верхняя граница светотени должна быть на 6,5± 2 см ниже горизонтальной оси, проходящей через точку пересечения оси отсчета с плоскостью экрана. При этом точка пересечения горизонтального и наклонного участков светотеневой границы должна находиться на оси, образуемой пересечением плоскости экрана и вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
31 Произвести осмотр кузова автомобиля и при необходимости устранить мелкие повреждения окраски. Поверхность кузова должна быть ровной и гладкой, без вмятин, волнистостей и царапин. Окраска должна быть однотонной с ровным блеском, без отслоений, пузырей и потеков. Следы краски на неокрашиваемых деталях не допускаются (кисть и автомобильные нитроэмали для устранения мелких повреждений лакокрасочного покрытия кузова).
32 Снять защитные чехлы и при необходимости очистить салон автомобиля от пыли и грязи (пылесос), установить внутрисалонные коврики.
33 При наличии автомобильной противоугонной системы (иммобилизатора) провести обучение иммобилизатора рабочим кодовым ключам согласно технической документации завода-изготовителя.
34 Выявленные в процессе проверки неисправности узлов и агрегатов, не требующие разборки и замены деталей, устранить в соответствии с действующей технологической документацией.
При обнаружении дефектов и невозможности их устранения произвести замену дефектных узлов и деталей по рекламационному акту.
Автомобиль, прошедший предпродажную подготовку, должен соответствовать требованиям настоящей ТИ в объеме выполненных работ.
35 Передать автомобиль клиенту.
35.1 Заполнить и передать сервисную книжку.
35.2 Ознакомить клиента с органами управления автомобиля и особенностями конструкции, комплектацией и передать Руководство по эксплуатации.
35.3 Объяснить клиенту условия гарантии.
35.4 Передать клиенту документы, подтверждающие право собственности на автомобиль.
35.5 Заполнить и оформить подписями «Процедуру подготовки автомобиля перед передачей клиенту».
Приложение 1
ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ ПРЕДПРОДАЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
№ п/п |
Наименование работ |
Трудоемкость, нормо-час |
1 |
Произвести уборку салона |
0,40 |
2 |
Вымыть верх и низ автомобиля, просушить верх |
0,32 |
3 |
Проверить
наличие технической документации, инструмента, установить на место
комплектующие изделия: |
|
|
а) прикуриватель, наружное зеркало
заднего вида, колпаки колес |
0,06 |
|
б) рычаги и щетки стеклоочистителей
ветрового стекла |
0,08 |
|
в) рычаг и щетку стеклоочистителя стекла
двери задка |
0,04 |
|
г) рычаги и щетки фароочистителей |
0,04 |
|
д) заглушки |
0,08 |
|
е)
детали крепления номерных знаков |
0,02 |
4 |
Проверить
работу и при необходимости произвести регулировку: |
|
|
а) замков дверей |
0,23 |
|
б) замка капота |
0,08 |
|
в) замка двери задка |
0,09 |
|
г) блокировки замков дверей |
0,18 |
|
д) блокировки замка двери задка |
0,05 |
|
е) стеклоподъемников |
0,23 |
|
ж) пробки горловины топливного бака |
0,02 |
5 |
Проверить отсутствие подтеканий, при необходимости
довести до нормы: |
|
|
а) давление воздуха в шинах, включая
запасное колесо |
0,15 |
|
б) уровень и плотность электролита |
0,16 |
|
в) уровень тормозной жидкости |
0,06 |
|
г) уровень охлаждающей жидкости |
0,06 |
|
д) уровень масла в двигателе |
0,08 |
|
е) уровень масла в бачке гидроусилителя
рулевого управления |
0,11 |
|
ж) уровень масла в коробке передач |
0,11 |
|
з) уровень масла в заднем мосту |
0,11 |
|
и) уровень масла в переднем мосту |
0,11 |
|
к) уровень масла в раздаточной коробке |
0,11 |
|
л) уровень жидкости в бачках омывателей |
0,12 |
6 |
Проверить
крепление рулевого механизма, маятникового рычага, рулевых тяг, колес и при
необходимости подтянуть; состояние и крепление чехлов и колпачков |
0,38 |
7 |
Проверить фиксацию наконечников высоковольтных
проводов |
0,03 |
Продолжение
№ п/п |
Наименование работ |
Трудоемкость, нормо-час |
8 |
Проверить работу замков и втягивающих устройств
ремней безопасности, регулирующих устройств сидений и подголовников |
0,16 |
9 |
Проверить направление пучка света фар и при
необходимости отрегулировать |
0,15 |
10 |
Проверить
работу систем, механизмов и приборов автомобиля пробегом 0,5-1,0 км или на
стенде: |
0,78 |
|
а) работоспособность электровентилятора |
|
|
б) полноту и чистоту включения и
выключения сцепления |
|
|
в) устойчивость работы двигателя на
холостом ходу и переходных режимах, содержание токсичных веществ в отработавших
газах, при необходимости произвести регулировку |
|
|
г) отсутствие постороннего шума в работе
двигателя и трансмиссии |
|
|
д) состояние подвески |
|
|
е) действие тормозов |
|
|
ж) работу электрооборудования, приборов
контроля и сигнализации, отопителя и вентиляции |
|
11 |
Произвести
осмотр кузова автомобиля, при необходимости устранить мелкие повреждения
окраски |
0,24 |
12 |
Проверить
работу и при необходимости произвести регулировку: |
|
|
а) очистителей стекол |
0,08 |
|
б) фароочистителей |
0,05 |
|
в) омывателей стекол |
0,06 |
|
г) омывателей фар |
0,03 |
|
д)
обогрева стекла двери задка |
0,06 |
13 |
Провести
обучение автомобильной противоугонной системы |
0,10 |
|
Итого: |
5,22 |